УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

Реестры зачисления и выдачи документов обучения УЦ ДО "Все Вебинары.ру"

 

 

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А.Сухомлинский

 

«Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством музыкальной игры»

 Практикум для воспитателей

 

Подготовила музыкальный руководитель

Шавалиева Вероника Ивановна

 МБДОУ «Детский сад №66» 2012 г

 

Цель: формирование музыкально - педагогической компетентности воспитателей и вовлечение их в воспитательно-образовательную деятельность.

Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых – помочь ребенку в развитии социальных навыков, научить его ладить с другими людьми для того, чтобы он стал эмоционально отзывчивым и интересным для окружающих.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Но именно музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. В условиях организации музыкально-игрового взаимодействия педагога с детьми происходит позитивное развитие детей дошкольников. В основе музыкальной игры  существуют определенные игровые действия.

Таблица 1

Игровые действия

Характеристика игровых действий

тактильные

моделируют характер звучания посредством тактильных прикосновений

двигательные

моделируют характер музыкального звучания с помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов

интонационные

передают настроение музыкального произведения с помощью интонационно окрашенного слова, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки

вокальные

 передают настроение музыкального произведения с помощью интонационно-выразительного подпевания мелодии, музыкальных фраз

инструментальные

моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью тембровой и мелодической оркестровки его звучания;

цветомузыкальные

моделирующие эмоционально-образное содержание музыкального произведения с помощью выразительности цвета и его оттенков

 

Результатом развития эмоциональной отзывчивости становится единство внутреннего сопереживания и внешне выраженного ценностного отношения ребенка к произведениям музыкального искусства. Развиваясь в дошкольном возрасте, эмоциональная отзывчивость на музыку выступает предпосылкой формирования основ музыкально-эстетической культуры эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкусов, а также представлений о красоте музыкальных образов и окружающей ребенка жизни.

Программное содержание.

Рассказать детям о том, что музыка передает разное настроение людей (веселое, грустное, нежное, игривое). Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку разного характера. Знакомить с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса. Учить детей различать и определять словесно разные настроения музыки, а также передавать движениями различный характер пьес. Привлекать внимание детей к выразительным интонациям музыки.

 

Игра «Хоровод»

Цель: учить изображать животных, используя различные выразительные средства.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение о животных, затем проводит беседу и них: « Поднимите руки те, у кого есть домашние животные. Расскажите о них. (Рассказы детей). А теперь с помощью танцевальных движений постарайтесь рассказать о настроении  животных. Вставайте в круг и, двигаясь друг за другом, изобразите печального зайчика, злого волка, веселого котенка, удивленную лисицу, сердитого медведя, испуганного щенка. (Дети выполняют задание.) Звучит музыка ритмичного, легкого характера.

Этюд «Лисенок боится»

Цели: познакомить детей с эмоцией страха; учить их передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально, воспринимать это состояние у других людей; помочь детям осознавать и преодолевать страх.

Воспитатель. Садитесь удобнее, я расскажу вам одну историю. Однажды лисенок гулял со своей мамой по лесу. Он погнался за разноцветной бабочкой. Бабочка улетела. Лисенок оглянулся, чтобы посмотреть, где мама. Он увидел свою маму на другом берегу ручья, но теперь он никак не может решиться войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко. Давайте разыграем эту историю. Кто будет лисенком? мамой-лисой? бабочкой? Под музыку дети выразительно двигаются: «лисенок бегает за бабочкой», «лисенок ищет маму», «оглядывается по сторонам», «стряхивает с ноги воображаемые капли воды», «находит маму».

Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Цель: создавать положительное эмоциональное настроение у детей, развивать навыки общения  ребенка со сверстниками.

Педагог. У каждого человека может быть то или иное настроение: веселое или грустное, спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ. поругала мама за какую-нибудь провинность или сломалась любимая игрушка, и настроение становится грустным, печальным. Музыка обладает волшебным свойством – она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания – нежность, волнение, грусть и радость. Игра, в  которую мы с вами сейчас поиграем, называется «Скучно-скучно так сидеть». Прислушайтесь, настроение музыки  будет меняться. Сначала она загрустит, заскучает, мы будем петь медленно, неторопливо. Но вот грусть прошла, и нам хочется улыбаться и шалить. Такой же станет и музыка: веселой, шутливой, беззаботной.

Дети садятся на стульчики, поставленные в два ряда друг против друга. Затем поют текст:

«Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться и местами поменяться?»

После этого все перебегают на противоположную сторону и садятся на стульчики. В то время, когда дети бегут,  убираем по одному стулу с обеих сторон. И так до тех пор, пока не останется по одному стульчику на каждой стороне.

 

Игра «Облака»

Цель: знакомство детей с эмоциями радости, грусти,  гнева, удивления. Учить передавать мимикой лица различный характер музыкальных образов. Учить высказываться об эмоционально-образном содержании музыкального произведения.

Педагог. Дети, сегодня вы познакомитесь с музыкальной игрой, которая называется «Облака». Давайте посмотрим нарисованные облака. Они разные – и веселые, и грустные, злые и удивленные. В музыке  вы услышите самые различные чувства и настроения, существующие в жизни. Попытайтесь изобразить на лице  те настроения, которые вы уведите у облаков.

Рекомендации по исполнению. Текст  музыкальной игры достаточно сложен для исполнения.  Поэтому начало и окончание текста поет один педагог, а середину вместе  с детьми. Вначале можно рассмотреть все карточки с изображением эмоций, а по ходу исполнения показывать каждую по отдельности (приложение 1)

 

 

Игра «Солнышко»

Цель: учить детей передавать в движениях смену настроений в трехчастной форме  игры; дать представление об оттенках чувств: например, чувство ожидания, может быть радостным или грустным.

Оборудование: игрушка солнышко.

Ход: все дети встают в круг, один ребенок внутри круга, в руках у него солнышко. Все поют: «Солнышко, ведрышко, выгляни в оконышко, там твои детки, сидят на запечке лепешки валяют, тебя поджидают».

После пропевания текста. Дети, стоящие в кругу, закрывают глаза, а ребенок-солнышко бежит вокруг детей по кругу. По окончании музыки кладет солнышко за одним из детей. Все открывают глаза, солнышко берет тот ребенок, у ног которого оно лежало, выходит в круг и танцует. Все ребята хлопают. Игра повторяется 3-4 раза.

 

Использованная литература:

1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. 415 с. 2. Груздова И. В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / И. В. Груздова. М., 1998. 16 с.

2. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений. Дубна: Феникс+, 2011. 352 с.

3.Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговоен развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет.пособие для практических работников детских садов. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 272 С. ил.

4.РадыноваО.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997 ч. 1. – 608 С.:нот.

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Облака

1. По небу пыли облака, а я на них смотрел.

И два похожих облачка найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь и даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам  все расскажу сейчас

2. Вот облачко веселое смеется надо мной:

Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты  смешной! (Демонстрируется веселое облачко.)

Я тоже посмеялся с ним – мне весело с тобой!

И долго-долго облачку махал я вслед рукой

3. А вот другое облачко расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок вдруг  далеко унес. (Демонстрируется грустное облачко)

И каплями дождинками расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так, а вовсе не смешно

4. И вдруг по небу грозное страшилище летит

И кулаком  громадным  сердито  мне грозит. (Демонстрирует сердитое облачко.)

Ох, испугался я, друзья, но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище пустилось наутек

5. А маленькое облачко над озером плывет,

И удивленно облачко приоткрывает рот: (Демонстрирует удивленное облачко.)

- Ой, кто там в глади озера пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягонький? Летим, летим со мной!

6. так очень долго я играл и вам хочу сказать,

Что два похожих облачка  не смог я отыскать

 (Н.Екимова)

 

 

 
Copyright © Edgestile 2011
Копирование проекта и материалов без согласование с автором запрещено.